Вернуться к списку проектов

Сбор библиографии

При визуальном осмотре наскальных изображений в урочище Шимайлы выясняется, что основная масса рисунков сосредоточена на вершине, южной и юго-восточной участках самой высокой сопки Сардонгал, которая резко выделяется на фоне небольших возвышенностей с выходами коренных пород, расположенных по обе стороны небольшой речки, которая протекает по дну узкой долины (Приложение А, рисунки 2–9). К основной сопке с востока примыкают еще две невысокие возвышенности, разделенные между собой неглубокими ложбинами. На этих малых сопках также зафиксировано большое количество различных плоскостей с рисунками (Приложение А, рисунок 17).

Рисунок А.17 - Шимайлы-I. Расположение плоскостей с петроглифами. Ситуационный план

Кроме удобных для рисования вертикальных, наклонных и горизонтальных плоскостей коренных выходов древними художниками были использованы отдельные малые и крупные блоки, оторванные от своих основ. Замечено, что именно такие блоки покрываются более интенсивным, блестяще черным с синеватым оттенком железистого марганца пустынным загаром и имеют наиболее гладкие поверхности, пригодные для выбивания рисунков, особенно, многофигурных композиций. Также не наблюдается какие-либо ритмы в расположении каменных плоскостей с петроглифами на сопке, за исключением того, что основная масса рисунков фиксируется, как отмечено выше, на вершине, южном, юго-восточном и юго-западном ее склонах.

Экспозиция плоскостей с рисунками подчинена к естественным условиям их расположения и, соответственно, имеют вертикальную, наклонную и горизонтальную структуры.

В технике исполнения петроглифов преобладает сплошная, затем точечная выбивка, зафиксированы прошлифованные изображения, встречаются резные фигуры. Некоторую часть рисунков составляют те, которые выполнены контурной техникой и комбинированным способом.

Первичный анализ структуры петроглифов на плоскостях показывает преобладание на Шимайлы I многофигурных композиций, состоящих из десятков изображений людей и животных и других мотивов. В то же время нередки одиночные фигуры и сцены, состоящие из нескольких изображений. Это, в некоторой степени, зависит от размера пригодных для выбивания рисунков плоскостей.

В процессе полевого изучения выяснено, что петроглифы урочища Шимайлы I охватывают три последовательно сменяющих друг друга хронологических периода – бронзовый век, эпоху раннего железа и средневековья. Некоторые изображения, по своим стилистическим особенностям, технике исполнения и другим признаком могут быть отнесены к переходным периодам.

Подавляющая часть наскальных изображений Шимайлы относится к бронзовому веку. Они, в большей части, объединены в многофигурные композиции, связанные с мифоритуальным комплексом и архаическим мышлением человека этой эпохи. Среди петроглифов бронзового века Шимайлы превалирует, как и ожидалось, зооморфные образы.

Мощный пласт наскальных изображений составляют изображения лошадей и быков, выполненных в так называемом сейминско-турбинском стиле, изредка с заштрихованными геометрическими корпусами. Последние находят точные аналогии среди орнаментальных композиции на широко распространенных в пространстве глиняных горшках срубно-андроновского облика, что позволяют синхронизировать различные категории памятников материальной культуры, оставленные племенами бронзового века.

Обращает на себя внимание несколько изображений лошадей и быков с разрисованными туловищами и вписанными в корпуса малыми фигурами этих же животных, которые интерпретируются некоторыми исследователями как стельные животные. К числу редчайших мотивов относятся фигуры медведя. Четко выделяются изображения птицеголовых оленей, характерные для финальной бронзы, переходного этапа и раннесакского периода. Они в большей части композиционно оформляются как на оленных камнях втиснутом друг в друга положении.

В петроглифах Шимайлы второе место по численности занимают антропоморфные фигуры, показанные в разных ситуациях. Это массовые ритуальные пляски, эротические сцены с участием ряженых и в звериных масках, а также динамичные фигуры лучников, палиценосцев, колесничих и других, объединенные в различные охотничье сюжеты и батальные сцены. Можно отметить солнцеголовых антропоморфных персонажей, а также фигуру четырехрукого «божества»(?). Встречаются сцены или целые композиции, которых можно интерпретировать с точки зрения отражения в них различных древних мифологем.

Зафиксированы солярные символы и различного рода знаки, а также изображения колесниц, предметы вооружения.

Петроглифы сакского периода немногочисленнны, но, как всегда, очень яркие, динамичные и экспрессивные. Особо впечатляют фигуры благородного оленя, хищных зверей и лошадей и других животных, выполненные в (раннее) сакском зверином стиле. Трудно вычленить наскальных изображений, относящихся к развитому сакскому периоду и, особенно, к позднему периоду раннего железного века.

Вполне возможно, что какая-то часть петроглифов Шимайлы относится к \так называемому гунно-сарматскому периоду, т.е. заполняют хронологическую лакуну между поздними саками и ранними тюрками.

Гравюры эпохи древних тюрков малочисленны, но они выделяются по технике и стилистическим особенностям достаточно корректно. Это, в основном, сюжеты прокламативного характера, представленные образами конных воинов, иногда показанные с боевыми луками. У боевых коней иногда подчеркнуты трехзубчатые короткие стрижки, показаны седла и чепраки, подшейные кисти уздечек, что безошибочно позволяют определить этнокультурный облик изображаемых персонажей. В целом можно сказать, что петроглифы урочища Шимайлы достаточно представительные и занимают достойное место среди петроглифического искусства Центральной Азии.

Рекомендуем туристам Казахстана отель Ибис в Астане со скидкой. Удивительный казахстанский океанариум в РЦ Думан в Астане. Билеты в океанариум в Астане Вы сможете на нашем сайте astana.citypass.kz.

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Самашев Зейнолла

Руководитель проекта

Самашев Зейнолла (1947 г.) — археолог, первооткрыватель знаменитых Берельских курганов, главный научный сотрудник Института археологии МОН РК имени А. Маргулана.

Вся сознательная жизнь Зайноллы Самашева связана в основном с Восточным Казахстаном. В 1980—1983 годах участвовал в Шульбинской экспедиции, возглавляемой профессором Максимовой, а дальше уже работал самостоятельно. Дело всей своей жизни — исследование Берельских курганов в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области, — начал будучи уже зрелым археологом, в 1997 году по сей день.

Раскопки в Восточном Казахстане Берельских курганов положили начало мультидисциплинарному подходу в археологических исследованиях. Материалы Береля изучают сегодня генетики, антропологи, химики, физики, ботаники, ветеринары, почвоведы.

Археологические экспедиции под руководством З. Самашева занимаются исследованием золотоордынского города Сарайчика в Атырауской области. Проникают в тайны древнейших городов, современников Вавилона на Устюрте между Аральским и Каспийскими морями. Им изучены царские курганы в района Боролдая близ Алматы, где будет осуществлена большая работа по созданию археологического парка. Предстоит изучение древнетюркского памятника на территории Монголии.

Участники проекта: Самашев З., Чотбаев А., Байтлеу Д., Мургабаев С., Киясбек Г., Оралбай Е., Толегенов Е., Рахманкулов Е., Сиражева Б., Кожахметов Б.