Вернуться к списку проектов

Проведение археологических исследований

За отчетный период в пределах западных отрогов Тарбагатайской горной системы, на местности Шимайлы, согласно технической спецификации и календарному плану осуществлены разведочно-поисковые работы по выявлению образцов древнего наскального искусства.

Обнаружены группы наскальных изображений Шимайлы 11, Шимайлы 12, Шимайлы 13, произведены работы по их учету и фотофиксации.

Проведен анализ содержательной составляющей наскальных изображений, их смысловой нагрузки, а также по технике их исполнения.

Рис. 1. Шимайлы 11. Плоскость № 1

Рисунки исполнены в разные хронологические периоды, точечной выбивкой в сочетании с прочеркиванием. Контуры линий ровные. По центру композиции располагается антропоморфное изображение, в одной руке которого предмет линейной формы, возможно, посох, а вторая является продолжением изображения архара, расположенного справа. По технике выполнения и стилистике они могут относиться к бронзовому веку. Слева точечно выбитый и прошлифованный рисунок – стилизованный образ архара, датируемый ранним железным веком, с закругленными рогами, символизирующий изобилие и плодородие.

В верхней части динамичное изображение лошади с четко выбитым почти прямоугольным корпусом, линии спины и брюха прямые, хвост длинный.Правее – нечеткое статичное изображение зооморфного существа с угловатым телом, с мощной передней частью туловища и длинными рогами, по-видимому, бык. Под его ногами вычерчены лунки, что может означать обряд жертвоприношения. Судя по технике исполнения, это более ранний рисунок. Контуры остальных фигур прочерчены и прошлифованы.

Рис. 2. Шимайлы 11. Плоскость № 2

Преимущественно по нижней части камня и по линии трещины, в местах, где задерживается влага, поверхность покрыта лишайниками. Петроглифы представлены многофигурной композицией, выполненной точечной выбивкой и прочеркиванием на торцевой грани каменной глыбы. Контуры рисунков извилистые и четкие. Часть зооморфных фигур реалистичны, у них прорисованы все четыре ноги, что характерно для петроглифов эпохи бронзы. Рисунки располагаются плотно друг к другу практически по всей поверхности. Среди большого количества зооморфных фигур (архар, горный козел, лось, сайгак, собака) выделяются несколько скелетных изображений пеших лучников с колчаном для стрел на поясе. Причем образы, расположенные в верхней части плоскости, с простыми луками и выраженными половыми признаками, относятся к бронзовому периоду, а рисунок нижнего лучника в округлом головном уборе, со сложносоставным луком. Изображения животных в центре композиции отличаются вертикальным пространственным размещением, выполнены в скифо-сибирском зверином стиле сакского периода.

Рис. 3. Шимайлы 11. Плоскость № 3

Петроглифы нанесены на двух патинизированных участках боковой поверхности камня. На одной из них, с закругленный стороной, сцена охоты, которая относится к бронзовой эпохе – лучник с простым по строению луком целится в горного козла. Он в головном уборе, с тулом за спиной. Рядом схематичный рисунок собаки с вертикальным пространственным положением. Ниже располагается изображение оленя с вертикальными очень длинными ветвистыми рогами. Морда заостренная, спина изогнутая, круп закруглен, хвост не просматривается. Такой образ, вероятно, можно отнести ко времени перехода к раннему железному веку. Ближе к грани выступа еще две нечетких зооморфных фигур, смотрящих друг на друга. Если очертания одного из них напоминает тау-теке, то второе, вероятно, хищное животное с раскрытой пастью. На правой, большей по площади поверхности выбито пять реалистичных, скелетных изображений горного козла - символа плодородия, с направленностью к центру и различающиеся лишь размерами. Сюжет предположительно датируется эпохой бронзы.

Рис. 4. Шимайлы 11. Плоскость № 4

На боковой поверхности камня с горизонтальным расположением сюжета всадник на колеснице, запряженной парой лошадей. Система запряжки через дышло позволяет датировать рисунок эпохой бронзы. Антропоморфный рисунок, в отличие от прочерченных линий колесницы и упряжи, нечеткий, как и изображение одной из лошадей, размещенное на неровной поверхности. Фигуры сюжета движутся по горизонтали, слева-направо. Образ лошади передан в статичном положении, слегка изогнутыми линиями. Круп, уши и грива выделяются, хвост длинный.

плодородия, с направленностью к центру и различающиеся лишь размерами. Сюжет предположительно датируется эпохой бронзы. Рис. 5. Шимайлы 11. Плоскость № 5

Изображение колесницы, датируемое эпохой бронзы (вид сверху). В то время они использовались не только в военных целях, но и как средство передвижения. Боги по представлениям древних людей передвигались на колесницах. В сюжетах Шимайлы рисунки колесниц различаются. На этой плоскости контуры двух запряженных животных неясные. Зато четко просматриваютсядетали самой колесницы и упряжи. Горизонтальные линии оси колесницы вычерчены, используя естественные неровности поверхности камня. Пространственная направленность рисунка вертикальная, снизу-вверх.

Рис. 6. Шимайлы 11. Плоскость № 6

Петроглифы передают сцену облавной охоты. По технике выполнения рисунки высечены и прошлифованы. По краям размещены лучники и собаки, в центре – зооморфные фигуры (лось, муфлон, горный козел), а также антропоморфное фаллическое существо в маске или головном уборе. В сочетании с рядом вертикально расположенной фигурой лошади может нести значение магического культового ритуала. Крупный рисунок лучника слева подчеркивает его расположение на переднем плане.Антропоморфное существо в высоком головном уборе и маске. Обозначение на рисунках мужских половых признаков характерно для петроглифов эпохи бронзы. В центре, левее линии трещины, высечена тамга по форме напоминающая букву греческого алфавита «омега». В левом верхнем углу обособленно расположены, по-видимому, более поздние по датировке изображения архара и тау-теке, выполненные техникой прочеркивания. По линиям трещин и по нижней части камня наросты лишайника.

Рис. 6. Шимайлы 11.

Камень по форме прямоугольный с четко прослеживающимися горизонтальными линиями горной породы, левый верхний угол отколот под прямым углом. На этом куске просматривается изображение, напоминающее архара. Фигура в статичном состоянии. На переднем плане основного массива выбито фаллическое изображение двугорбого верблюда на привязи. Контуры животного сохраняютестественные пропорции и тем самым передают его реалистичный образ. То, что животное на привязи говорит о его одомашнивании. Образ верблюда связан с хозяйственной деятельностью человека в эпоху бронзы, когда уже было развито верблюдоводство. На заднем плане сцена охоты – выполненное в битреугольном стиле изображение лучника, который целится в косулю, причем зверь смотрит на охотника, а не убегает от него. Простое строение лука также указывает на принадлежность рисунка к эпохе бронзы.

Рис. 8. Шимайлы 12. Плоскость № 1

Из-за пагубного воздействия факторов внешней среды часть поверхностного слоя каменной глыбы вместе с петроглифами была подвержена деструкции. На сохранившихся участках в центральной части композиции расположена повозка округлой формы,запряженная зооморфными существами, по внешнему виду напоминающие лошадь. Справа от нее выбита парящая птица, перевернутые изображения тау-теке и других зооморфных фигур. С другой стороны также зооморфные фигуры (преимущественно тау-теке).

Ниже антропоморфное изображение в атакующей позе, двумя руками держащее палицу. За спиной у него закреплен колчан. Судя по стилю и технике исполнения петроглифы предположительно относятся к эпохе бронзы.

Рис.9. Шимайлы 12. Плоскость № 2

Петроглифы, предположительно датируемые ранним железным веком, зрительно можно разделить на несколько сюжетных линий, выполненных в разные хронологические периоды. В правой нижней части камня изображение всадника на верблюде (шаман или культовое божество). Верблюд являлся священным животным. Выше – мощные фигуры трех быков, выполненные в технике точечной выбивки. В центре находятся изображения быков меньшего размера и в другом декоративном стиле, а также верблюда, козла и волка. Образ быка был связан с поддержанием миропорядка, плодородия. Левее - лошади и благородные олени с ветвистыми рогами. Фигуры собак с закругленными хвостами отличаются меньшим размером, рядом статичное скелетное изображение лошади и верблюда, других зооморфных существ.

Рис. 10. Шимайлы 12. Плоскость № 3

Это несколько отличающихся друг от друга эпизодов. На переднем плане статичное скелетное изображение архара со спиралевидными рогами и ниже меньшего размера косули. Также присутствует сцена спаривания животных. В центральной части точечно высечены два идентичных упрощенных изображения колесницы, у которых четко различимы два колеса, ось, упряжь, две запряженные зооморфные фигуры. Колесницы направлены снизу-вверх. Эти петроглифы предположительно датируются концом эпохи бронзы, так рисунки имеют уже менее реалистичный характер. Левее размещено изображение антропоморфногосуществав высоком головном уборе, верхом на верблюде.Направленность рисунка горизонтальная, справа – налево. Пространственное расположение изображенного ниже горного козла вертикальное.

Рис. 11. Шимайлы 12. Плоскость № 4

На рисунке высечена фаллическая антропоморфная фигура в маске или головном уборе, держащая за повод лошадь. Рисунок идущего следом зооморфного существа (жеребенок?) частично прикрыт лишайником. В правой части патинизированнойплоскости статичная фигура стреноженной лошади. Линии тела прямые и угловатые, хвост длинный. Эти сюжеты бронзового периода говорят о том, что древний человек в то время приручил животное и использовал его в своей жизнедеятельности; отражает борьбу человека с окружающей дикой природой.

Рис. 12. Шимайлы 12. Плоскость № 5

Центральную позицию занимает изображение благородного оленя в статичном положении с вертикальными ветвистыми рогами и клювовидной мордой, все четыре конечности зверя прорисованы. Вокруг небольшие зооморфные фигуры. Изображения скелетные, выполнены в технике сплошной выбивки. Вероятно, рисунки относятся к началу раннего железного века.

Рис. 13. Шимайлы 13. Плоскость № 1

На округлой по форме патинизированной поверхности многофигурная композиция, в которой ближе к центру можно выделить антропоморфное изображение ряженого и всадника, по краям размещены зооморфные фигуры, в том числе архар, горный козел, выполненные в сакском стиле, а также изображение комолого быка. В отличие от остальных, изображение быка контурное, передняя часть расширена, сужаясь к основанию короткой шеи, хвоста нет.

Рис. 14. Шимайлы 13. Плоскость № 2

На рисунке две отдельно стоящие зооморфные фигуры. Изображение муфлона прямоугольной формы, хвост и морда укорочены, рога сильно закручены. Справа высечено изображение горного козла. Пространственное размещение фигур по горизонтали, слева-направо.

Рис. 15. Шимайлы 13. Плоскость № 3

На поверхности камня высечено несколько скелетных зооморфных фигур, преимущественно архара и тау-теке. Их образы у большинства народов символизируют плодородие («рог изобилия»). Архар – символ плодородия, твердости и стойкости. Козел – часто встречающийся образ и одно из священных жертвенных животных древности. Их размещение на плоскости хаотичное.

Рис. 16. Шимайлы 13. Плоскость № 4

Многофигурная композиция с горизонтальной направленностью, передает сцену облавной охоты с участием конных всадников и пеших лучников. Всадники сидят ближе к передней части корпуса коня, ноги свисают, что говорит об отсутствии стремени. Эти характерные признаки, а также стиль передачи образов позволяют датировать наскальные рисунки ранним железным веком. Фигуры лошадей с изогнутой спиной, уши и круп выделены, хвосты длинные. Среди антропоморфных фигур выделяется одна высокая, в головном уборе, внешне напоминающая шамана в позе адорации. Животные представлены горными козлами, собаками. В одной руке переднего всадника, по-видимому, ловчая птица.

Рис. 17. Шимайлы 13. Плоскость № 5

Компактная группа рисунков, где часть одной фигуры является продолжением другой. Так, хвост змеи плавно переходит в рог тау-теке, а голова черепахи одновременно головой перевернутого рисунка барана (?), его нога соединена с ногой собаки. Хвост собаки закручен, уши выделяются. Образ змеи с древности символизирует мудрость, вечную жизнь. Далее идет изображение фаллического антропоморфного существа - или двурукое, или в головном уборе с рогами, которое может быть связано с религиозно-мифологическими представлениями эпохи бронзы. Рядом образ собаки. Обособленно, на прилегающей грани, выбит рисунок тау-теке.

Рис. 18. Шимайлы 13. Плоскость № 6

В нижней части техникой сплошной выбивки передан сюжет из жизни древних людей: пастух ведет стадо. Животные высечены в статичном состоянии. Лошади с изогнутыми спинами и длинными хвостами. Человек, ведущий на поводу лошадь, размещен выше. У лошади выделяются грива и длинный хвост. В верхней части можно рассмотреть два идентичных изображения быков также в статичном положении и с длинными хвостами. Корпус тела у них не массивный, рога извилистые, направленные вертикально вверх. Если образы на верхних рисунках обращены головойвлево, то всадник со стадом двигаются в обратном направлении. Размещение сюжетов по горизонтали. Рисунки предварительно датируются ранним железным веком.

Рис. 19. Шимайлы 13. Плоскость № 7

На прямоугольной патинизированной плоскости камня большое количество очень плотно расположенных антропо- и зооморфных фигур, выполненных, вероятно в эпоху бронзы, техникой точечной выбивки. Рисунки размещены как по горизонтали, так в вертикальном направлении. В левом углу архар с огромными, загнутыми в спираль рогами, которые по размеру сопоставимы с его туловищем. Правее – образ быка с массивным корпусом и дугообразными длинными рогами. В левой части выделяется фигура пешего лучника с колчаном на поясе. Форма лука простая. Из зверей чаще встречаются горный козел, муфлон, лось, кабан. В нижней части плоскости можно выделить рисунок хищного зверя – льва. В целом, образы зверей переданы реалистично.

Рис. 20. Шимайлы 13. Плоскость № 8

На выступающей боковой плоскости камня в форме полукруга, в верхней ее части нанесены рисунки архаров в разных направлениях. Изображение тела оленя нечеткое, но рога ветвистые, вертикально вытянуты. Рисунок предположительно относится к сакскому периоду. В отличие от него фигуры рядом расположенных горных козлов очень четко высечены и хорошо различимы; могут относиться к бронзовому периоду. Среди них выделяется образ муфлона с массивным, почти прямоугольным корпусом.

Рис. 21. Шимайлы 13. Плоскость № 9

По центру расположены изображения архаров, муфлонов, горных козлов, выполненные по технике сплошной выбивки. Ноги показаны схематично, не выделяя всех четырех конечностей. Рога закругляются в виде завитка. Мифическое антропоморфное существо на четырех ногах в позе адорации, вероятно, в совокупности с перевернутыми образами зверей как-то связано с культовыми ритуаламии означает обряд жертвоприношения.

Рис. 22. Шимайлы 13. Плоскость № 10

На неровной поверхности с большим количеством трещин, кроме часто встречающихся рисунков архара, тау-теке, муфлона, в центре просматривается солярное изображение антропоморфного существа. Большинство этих петроглифов относится к бронзовому веку. Также отчетливо выделяется крупное фаллическое изображение быка, корпус которого четко выбит, контуры очерчены. Спина извилистая, круп округлый, ноги в статичном положении, передняя часть массивная, мордаувеличенная, с выступающей нижней челюстью. Стиль передачи образа близок к раннесакскому периоду.

Рис. 23. Шимайлы 13. Плоскость № 11

Изображение оленя со слегка подогнутыми ногами, рога ветвистые вертикально направленные, круп округлый. По стилистике передача образа приближена к эпохе древних кочевников. Морда клювовидная, выделяются большие глаза, круп округлый, рога ветвистые и длинные. Выше в вертикальном направлении фигура архара.Положение зверя может подразумевать ритуал жертвоприношения. Рога двух животных переплетаются.

Рис. 24. Шимайлы 11

На патинизированной поверхности камня изображен сюжет оседлого образа жизни древних людей, ведение хозяйства, а именно, как землепашец при помощи плуга обрабатывает землю. В плуг запряжен бык. Не смотря на то, что показано действие, фигуры в статичном положении. Бык с длинными изогнутыми рогами, корпус почти прямоугольный, хвост короткий, вычерчены все четыре конечности животного. Размещение горизонтальное, слева-направо. Судя по технике исполнения и стилю петроглифы предположительно относятся к эпохе бронзы.

Рис. 25. Шимайлы 12

В верхней части патинизированной плоскости камня изображение благородного оленя. Рисунок выполнен как отдельная самостоятельная фигура, по технике сплошной выбивки и прошлифовки. По стилистике сопоставимо с ранним железным веком. Туловище прямое, немного выделяется круп, не все четыре конечности зверя показаны, шея длинные, рога ветвистые и вытянуты вертикально вверх. Животное обращено головой вправо. Пространственное размещение горизонтальное. Ниже размещены рисунки архара и горного козла, которые смотрят в обратную сторону. Звери изображены в статичном положении. Рога сильно закручены и приближены по значению к солярным знакам, связанным с культовыми представлениями древних людей.

За отчетный период проведена активная работа по подготовке научно-организационного сопровождения проектапо подготовке публикации результатов аналитическихисследовательских работ по теме: «Петроглифы Тарбагатая. Шимайлы». Ведется всесторонняя работа над рукописью книги для последующей передачи специалистам по подготовке печатного макета издания.

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Самашев Зейнолла

Руководитель проекта

Самашев Зейнолла (1947 г.) — археолог, первооткрыватель знаменитых Берельских курганов, главный научный сотрудник Института археологии МОН РК имени А. Маргулана.

Вся сознательная жизнь Зайноллы Самашева связана в основном с Восточным Казахстаном. В 1980—1983 годах участвовал в Шульбинской экспедиции, возглавляемой профессором Максимовой, а дальше уже работал самостоятельно. Дело всей своей жизни — исследование Берельских курганов в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области, — начал будучи уже зрелым археологом, в 1997 году по сей день.

Раскопки в Восточном Казахстане Берельских курганов положили начало мультидисциплинарному подходу в археологических исследованиях. Материалы Береля изучают сегодня генетики, антропологи, химики, физики, ботаники, ветеринары, почвоведы.

Археологические экспедиции под руководством З. Самашева занимаются исследованием золотоордынского города Сарайчика в Атырауской области. Проникают в тайны древнейших городов, современников Вавилона на Устюрте между Аральским и Каспийскими морями. Им изучены царские курганы в района Боролдая близ Алматы, где будет осуществлена большая работа по созданию археологического парка. Предстоит изучение древнетюркского памятника на территории Монголии.

Участники проекта: Самашев З., Оралбай Е., Жуматаев Р., Жунисканов А.