Вернуться к списку проектов

Сбор библиографии

Актуальность научного проекта. Наскальные изображения являются одним из древних видов искусства, появившиеся в дописьменной истории человечества. На современном этапе они представляют собой один из важных видов археологических памятников. Петроглифы отражают мировоззрение древнего человека, являются одной из форм отражения его общественного сознания, формировавшегося и изменявшегося на протяжении длительного периода от палеолита до наших дней. В них отразились экономические и общественные отношения прошедших времен. Наскальные рисунки помогают понять духовный мир древнего человека, его верования, реконструировать экономическую и социальную жизнь человеческого общества отдаленных от нас эпох. Исследование этих памятников дает материалы и для изучения этнокультурной истории отдельных территорий. Таким образом, для исследователей петроглифы – неоценимый источник сведений об экономических, социальных и этнических процессах, а также о мифологии и искусстве.

На территории Тарбагатайской горной системы на сегодняшний день выявлено множество памятников наскального искусства, кроме того, от года к году появляются новые и интересные данные по древнему искусству. Огромное количество материалов, выявленных в последние годы, большей частью не систематизировано, не проведен анализ характерных признаков и особенностей памятников древнего искусства, все эти аспекты тормозят процесс выхода на новый уровень историко-культурных реконструкций в археологии рассматриваемого региона.

Цель работы состоит в научной интерпретации наскальных изображений Тарбагатая как источника для реконструкции наиболее важнейших культурно-исторических процессов, которые происходили в рассматриваемом регионе и в приграничных с ним районах, а также раскрытие, путем анализа и интерпретации их смыслового содержания, выявление общих закономерностей развития систем духовно-мировоззренческих ценностей населения обозначенного региона в древности и средневековье.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявление всей совокупности имеющейся на сегодняшний день литературы и архивных материалов, которые составят источниковую основу научного проекта;
  • освещение истории полевых исследований и формирования источниковой базы по петроглифам в целом Восточного Казахстана;
  • характеристика, типология и классификация мотивов, образов и сюжетов наскального изобразительного искусства;
  • исследование территориально-хронологического, сюжетно-стилистического и других аспектов проблемы;
  • выявление новых памятников наскального искусства на местности Шимайлы;

Научная новизна проекта заключается в том, что значимость предлагаемой работы безусловна и обоснована большой информативностью объекта исследования, в ходе изучения которого затрагиваются не только аспекты изучения материальной культуры, но и раскрывается завеса над более глубоким и сложным внутренним миром древнего человека, даются ответы на вопросы изучения духовной культуры в древности. Изучение древнего искусства позволяет проследить контакты древних племен и пути их миграций, установить симбиоз материальной и духовной культуры на территории Восточного Казахстана.

Методологической основой работы является принцип историзма в познании прошлого как объективной реальности и в реконструкции культурно-исторических процессов. Наскальные изображения – специфический продукт изобразительной деятельности человека, обладающий повышенными информационными свойствами и использующийся в универсальных разработках по археологии, истории культуры, искусствознанию, семиотике, культурологии, языкознанию, этнологии. Базовые понятия, методологические принципы и методические подходыпетроглифоведения складываются эмпирически, на стыке различных дисциплин, без исключения заимствований на уровне трансляции идей, что признается в науковедении как закономерное и позитивное явление в археологии.

В основу примененной новой методики копирования легло два способа – контактный (копирование на полиэтиленовую пленку путем перевода границ петроглифов при помощи шариковой ручки) и бесконтактный (фотографирование плоскости и петроглифов цифровой камерой с дальнейшим переводом и обработкой в компьютере). Новый методологический уровень заключался в комплексном подходе изучения древних объектов наскального искусства с привлечением специалистов из разных отраслей науки.

Нами использованы методы статистической и компьютерной обработки информации, позволившие проанализировать динамику полевых исследований петроглифов Шимайлы 11-13, оценить формирование источниковой базы изучения наскальных рисунков, проследить количественное распределение петроглифических памятников по районамТарбагатая, и тем самым более доказательно сформулировать основные выводы.

Наскальные изображения Шимайлы 1-13 расположены на административной территории Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, в глубине Тарбагатайских гор.

Шимайлы - общее название урочища, получившее от многочисленных рисунков, нанесенных на гладкие поверхности песчаниковых пород, выходы которых разбросаны на большой площади по сторонам маленькой горной речки, особенно, у ее истоков. Кроме того, каждая сопка, отщелки, родники и т.д. в урочище имеют свои конкретные названия, например, Молдаждар, Сардонгал. С точки зрения предмета нашего изучения наиболее удачным представляется название Шимайлы (местность с разрисованными камнями), поэтому оно принято нами для обозначения всего урочища. Здесь было зафиксировано тринадцать группы наскальных рисунков, правда, не равноценные по степени насыщенности, но в будущем могут быть выявлены еще много новых пунктов наскального изобразительного искусства.

В 2017-2018гг. полевые работы и камеральная обработка материаловбыли осуществлены на средства ТОО «Казахский научно-исследовательский институт культуры» Министерства культуры и спорта РК.

Полевые исследования всех лет были ориентированы на получение тщательно документированного материала по наскальному искусству Шимайлы для дальнейшей обработки, классификации и типологии образов и сюжетов, и использование, в конечном итоге, потенциала памятника как источника реконструкции культурно-исторических процессов, которые происходили здесь и, особенно, для разработки проблем, связанных с религиозно-мировоззренческими явлениями в древности и средневековье. Поэтому этапу фиксации петроглифов в процессе полевых исследований отводилась исключительно важная роль, поскольку малейшее искажение источника при копировании и фотографировании наскальных рисунков, могут привести, при анализе их содержания, к ошибочным умозаключениям.

Для реализации задач, связанных с полевыми и камеральными исследованиями, были задействованы археологи: Оралбай Е., Жуматаев Р., Жунисканов А.,Чотбаев А., Байтлеу Д., Мургабаев С., Киясбек Г.,Толегенов Е., Рахманкулов Е., Сиражева Б., Кожахметов Б. и другие.

История изучения. Первые сведения о наскальных рисунках Восточного Казахстана были опубликованы Спасским Г.И. (нач.XIXв), который описал рисунки в Верховьях Иртыша и на левом берегу р. Смолянки, в месте её впадения в Иртыш. Фрагменты петроглифов впоследствии были сканированы краеведом К.К. Жаманбековым и опубликованы А.С. Аманжоловым. Несколько статей петроглифам Жетысу и Восточного Казахстана посвятил специалист по языкознанию А.С. Аманжолов, который рассматривал их с позиции происхождения пиктографической письменности. Несмотря на дискуссионность некоторых положений, выдвинутых им, сама идея анализа петроглифического материала под таким углом заслуживает определенного внимания, поскольку налицо их функциональная близость, т.е. способность хранить, аккумулировать и передавать накопленную обществом информацию во времени и пространстве [1, с. 79-96].

Рисунки представляют собой многочисленные геометрические знаки в виде антропоморфных фигур, жилищ с полукруглыми крышами, четырехугольников и других символов. [2, с. 110-111] У села Манат Уланского района Восточно-Казахстанской области в Калбинских горах на поверхности гранитной скалы нанесено несколько зооморфных и антропоморфных изображений. Многие рисунки трудно различимы из-за плохой сохранности. [3, с.23-41]

Местонахождение наскальных рисунков обнаружено в 50 км к югу от г. Усть-Каменогорск, у пос. Сартымбет Уланского района ВКО, недалеко от горного трезубца Аир-Тау (1003м) и сопки Жангызтас (666м), среди скальных выходов в небольшом гроте. Вход в грот расположен с восточной стороны. Потолок и стены грота напоминают купол. Пол относительно ровный, земляной, может иметь культурный слой. Противоположная от входа стена имеет гладкую и почти вертикальную поверхность. Именно на ней и обнаружены едва заметные антропоморфные и геометрические рисунки, нанесенные минеральной краской – охрой. Фигуры людей выполнены крайне схематично. Основу антропоморфных фигур первого типа составляет вертикальная линия, второго типа прямоугольник (или трапеция) разделенный на две части, третий тип имеет ромбовидный корпус, также разделенный на две части. Голова едва намечена, короткие руки показаны рудиментарно. Ног либо совсем нет, либо они короткие и широко расставлены. Антропоморфные изображения включены в многофигурную пятирядную, линейную композицию, которая, возможно, отражает какое-то ритуальное действие с участием большого числа людей [3, с.23-41.]

В 40 километрах к северо–западу от поселка Аксуат находится уникальное место – утес Боритастаган, на гранитные скалы которого нанесены рисунки охрой. Сама скала стоит на совершенно ровной долине и представляет собой массивную каменную глыбу из светло-серого гранита с причудливыми очертаниями, вытянутую с востока на запад на расстояние чуть больше километра и высотой около 19,0 метров. Южная сторона утеса почти сплошь отвесная, а северная - с уступами и пологими кромками, по которым можно забираться на его вершину. Грот с наскальными рисунками и надписями располагается на северо-восточной стороне скалы. Здесь можно увидеть изображения животных, предположительно лошадей или оленей, быка, антропоморфную фигуру и геометрические знаки. Современные исследователи датируют рисунки эпохой бронзы. Писаницы скалы Боритастаган известны исследователям с нач. ХХ в., которые их неоднократно описывали и публиковали свои работы (Каменский В.И., Адрианов А.В.). С этим местом связана легенда о старухе, которая с веретеном в руках пасла в Тарбагатайских горах стадо баранов. На стадо напали волки и, защищая стадо, старуха бросила в волков свое веретено, которое упало в долину реки Богас и превратилось в гору. Поэтому гора получила название «Бортастаган», т.е. «в волков бросила». Место стало сакральным. Около этой горы стали собираться народные судьи. В настоящее время рисунки очень сильно повреждены поздними надписями и естественной эрозией породы. Недалеко от утеса зафиксированы поселение и могильник эпохи бронзы [3, с.23-41.]

В отрогах Курчумского хребта, в долине р. Теректы, в предгорной равнине, в 2 км к ССВ от аула Теректы (Алексеевка) в скальном навесе из светлого гранита обнаружены рисунки, выполненные красной, желтой и черной охрой. Композиция состоит из нескольких горизонтальных линий образованных разноцветными точками и контурными изображениями животных. Неподалеку от этого места расположен еще один навес, под гранитным куполом которого сохранились рисунки охрой, которые могут в совокупности быть интерпретированы, как сцена охоты. Здесь на вертикальной плоскости красной охрой нанесены контурные фигуры двух лошадей, оленя, двух кабанов, антропоморфных персонажей и несколько плохо различаемых изображений. Все животные показаны справа налево. В правой части композиции, у края гранитной поверхности, нарисованы две антропоморфные фигуры разной величины и выполненные в разной манере. Меньшая фигура нанесена коричневой краской и, скорее всего, является более поздней. Слева от антропоморфных персонажей регистром показаны изображения лошади и двух кабанов. Линию спины верхнего животного пересекает вертикальная черта, сделанная коричневой охрой. Возможно, что это копье. Следы позднего дополнения композиции имеются и в левой её части в виде трех маленьких крестовидных фигур коричневого цвета, которые частично перекрывают задние ноги лошади. В левой части изображения сохранились фрагментарно из-за отслоения гранитной породы.

Краткое описание рисунков у аула Теректы (Алексеевки) было сделано Самашевым З.С. в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. В 2008 году комплексная научно-исследовательская экспедиция Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов в процессе подготовки к изданию «Атласа» исторических, географических и культурных достопримечательностей Кaзахстана (Восточно-Казахстанская область), произвели обследование местонахождений наскальных рисунков, выполненных охрой у с. Теректы. Именно этой экспедицией было выявлено второе местонахождение наскальных рисунков и отмечено, что ранее выявленные здесь рисунки полностью утрачены [4, с.72-75.].

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Самашев Зейнолла

Руководитель проекта

Самашев Зейнолла (1947 г.) — археолог, первооткрыватель знаменитых Берельских курганов, главный научный сотрудник Института археологии МОН РК имени А. Маргулана.

Вся сознательная жизнь Зайноллы Самашева связана в основном с Восточным Казахстаном. В 1980—1983 годах участвовал в Шульбинской экспедиции, возглавляемой профессором Максимовой, а дальше уже работал самостоятельно. Дело всей своей жизни — исследование Берельских курганов в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области, — начал будучи уже зрелым археологом, в 1997 году по сей день.

Раскопки в Восточном Казахстане Берельских курганов положили начало мультидисциплинарному подходу в археологических исследованиях. Материалы Береля изучают сегодня генетики, антропологи, химики, физики, ботаники, ветеринары, почвоведы.

Археологические экспедиции под руководством З. Самашева занимаются исследованием золотоордынского города Сарайчика в Атырауской области. Проникают в тайны древнейших городов, современников Вавилона на Устюрте между Аральским и Каспийскими морями. Им изучены царские курганы в района Боролдая близ Алматы, где будет осуществлена большая работа по созданию археологического парка. Предстоит изучение древнетюркского памятника на территории Монголии.

Участники проекта: Самашев З., Оралбай Е., Жуматаев Р., Жунисканов А.